Дзюдо. Тренировка, техника борьбы, физическая, техническая , тактическая и психическая подготовка
     Главная страница       Полезные ссылки

   

judo

8. ВЫБОР СПОРТИВНЫХ ТАЛАНТОВ

Вопросы выбора спортсменов с точки зрения теории и практики дзюдо самые сложные, т. к. обуславливают будущие успехи.

По этой теме мы можем дать только самую общую информацию.

Выбор спортивных талантов длительное дело, в котором принимают участие кроме тренера и врач, и психолог. Они оценивают спортсмена постепенно, в зависимости от результатов отдельных этапов подготовки. Комплексная оценка спортсмена совершается на основе критериев: состояние здоровья, функциональная закалка, телосложение и др.

Состояние здоровья считается основой при выборе спортивных талантов. В первую очередь необходимо отчислить всех тех, у кого здоровье не в порядке. В дальнейшем постоянно следить да здоровьем спортсменов и оценивать их развитие с физиологической и результативной точки зрения.

На практике принято, чтобы спортсмены сами следили за частотой пульса. Результаты отмечаются в графике. Кривые пульса являются ценным материалом для врача.

Выносливость сердечно-сосудистой системы спортсмена контролирует тренер при помощи степ-теста, или Руффиерова теста, который не требует больших затрат времени.

Надежный показатель не только эффективности тренировки, но и затраченного усилия спортсмена — проверка размеров жировой прослойки (согласно Паржизковой).

С точки зрения телосложения для дзюдо подходят те спортсмены, у которых средний тип телосложения. Этот факт надо особенно учитывать, так как на физическое развитие можно влиять лишь до определенной степени. Для достижения высокой спортивной результативности необходимы оптимальные физические предпосылки.

Часто в спортивной практике тренер забывает о психологических критериях. Известно, что без соответствующих психических качеств невозможно добиться оптимальных результатов.

Из характера дзюдо вытекает, что им могут заниматься только

такие спортсмены, у которых хорошо развита воля, смелость, решительность, они умеют предугадывать планы соперника, принять быстрое и правильное решение. Важную роль играют сенсомоторные способности: наблюдательность, точность и правильность движения.

Психические возможности спортсмена кроме психолога определяет и тренер. Он наблюдает за поведением ученика в повседневной жизни, в стрессовых ситуациях, которые возникают по ходу соревнований или тренировок. Поведение перед соревнованием или по ходу соревнований, реакции на результат, раны или боль говорят о многом. Также и неожиданная нагрузка в неблагоприятных условиях покажет тренеру иногда больше, чем годичная тренировка в нормальных условиях.

Спортсмен оценивается педагогом двойным способом. Оцениваются изменения его волевых качеств, которые определяют уровень воспитательного процесса, и результативность, которая свидетельствует о качестве процесса воспитания,

Самым важным критерием считается периодическое участие в тренировках, способ ведения спортивной документации, инициатива, умственный уровень спортсмена, его успехи в общеобразовательной школе.

При учете эффективности воспитательного процесса необходимо учитывать этапы подготовки (младшие и старшие школьники, юноши), основой которых является возраст спортсменов. На первых этапах выбора спортивных талантов не берутся во внимание абсолютные величины результатов. Прежде всего нужно следить за динамикой результативности, которая у талантливых детей действительно высока.

Для наблюдения развития двигательных способностей на первых трех этапах рекомендуется применять модификацию теста, который предложил для выбора спортивных талантов Центральный комитет Чехословацкого союза физкультурного воспитания в 1975 году (уровень гибкости, прыжок в длину с места, повторные наклоны, присед — положение лежа на протяжении 2 минут, бег на 50 и на 300 м). Кроме бега к тесту выработана система очков с 1 до 5. Бег можно оценивать по таблицам выносливости.

Юношей надо выбирать по результатам моторного теста для дзюдо (1977). Тест разделен на три части, в которых определяется уровень гибкости позвоночника, подвижность бедренного сустава, моторная результативность (прыжок в длину с места, лазание по канату без отталкивания — 5 м, присед — положение лежа — 2 минуты, поднятие штанги на скамейке, причем вес штанги должен составлять 60% собственного веса тела, бег на 50 и на 1000 м), функциональная выносливость (модифицированный тест Руффиера — 1 минута, % подкожного жира). При оценке результатов используется 6-балльная система (5 очков — отличный, 4 — хороший, 3 — средний, 2 — хуже среднего, 1 — слабый, 0 — очень слабый). Для практиков приведена таблица лимитов:

      

            Очки

   Дисциплины,   нормы   

5

4

3

2

1

0

Глубина наклона (град)

13

10

7

3

2

1

Высота шпагата (см)

5

10

15

20

25

26

Прыжок в длину (см)

260

250

240

220

210

209

Лазание по канату (с)

6,5

7,5

8,5

9,5

10,5

10,6

Присед - положение лежа 
(количество за 2 мин)

100

90

80

70

60

59

Поднятие штанги на скамейке (количество)

30

25

20

15

10

9

Бег - 50 м (с)

7

7,4

7,6

7,8

7,9

8,0

Бег - 1000 м (мин)

3,05

3,12

3,19

3,29

3,39

3,40

Очки оцениваются по следующей балльной системе: 0—5 — отлично, 5—10—хорошо, 10— 15—средне, 15—20—слабо, 20—25 — очень плохо

(внимание! Относится только к модифицированному тесту на протяжении 1 минуты).

Для оценки % жира определяется только верхняя граница у отдельных весовых категорий:

до 75 кг—10 %, свыше 75 кг— 15%.

Оценка специальной подготовки спортсмена производится педагогом, причем учитываются уровень технической подготовки, умение принимать верное тактическое решение в боевых ситуациях,

теоретические знания. На третьем и четвертом этапах выбора спортивных талантов учитываются еще рост результативности и стабильность результатов.

Таким образом, определение способностей будущего дзюдоиста — задача сложная и долговременная. До сих пор не найдены точные критерии, которые бы отражали этот процесс. Результаты наших лучших спортсменов показывают, что значительных успехов достигают только те спортсмены, у которых все показатели самые хорошие.

Методика выбора спортивных талантов требует последовательного выполнения требований отдельных этапов. На первых этапах считается самым важным динамичное развитие спортсмена, а вот результаты соревнований, стабильность их оцениваются только на четвертом этапе.



   Главная страница       Полезные ссылки

   

   

      Judo-sport
Hosted by uCoz