8. ВЫБОР СПОРТИВНЫХ ТАЛАНТОВ
Вопросы выбора спортсменов с точки зрения теории и практики дзюдо самые сложные, т. к. обуславливают будущие успехи.
По этой теме мы можем дать только самую общую информацию.
Выбор спортивных талантов длительное дело, в котором принимают участие кроме тренера и врач, и психолог. Они оценивают спортсмена постепенно, в зависимости от результатов отдельных этапов подготовки. Комплексная оценка спортсмена совершается на основе критериев: состояние здоровья, функциональная закалка, телосложение и др.
Состояние здоровья считается основой при выборе спортивных талантов. В первую очередь необходимо отчислить всех тех, у кого здоровье не в порядке. В дальнейшем постоянно следить да здоровьем спортсменов и оценивать их развитие с физиологической и результативной точки зрения.
На практике принято, чтобы спортсмены сами следили за частотой пульса. Результаты отмечаются в графике. Кривые пульса являются ценным материалом для врача.
Выносливость сердечно-сосудистой системы спортсмена контролирует тренер при помощи степ-теста, или Руффиерова теста, который не требует больших затрат времени.
Надежный показатель не только эффективности тренировки, но и затраченного усилия спортсмена — проверка размеров жировой прослойки (согласно Паржизковой).
С точки зрения телосложения для дзюдо подходят те спортсмены, у которых средний тип телосложения. Этот факт надо особенно учитывать, так как на физическое развитие можно влиять лишь до определенной степени. Для достижения высокой спортивной результативности необходимы оптимальные физические предпосылки.
Часто в спортивной практике тренер забывает о психологических критериях. Известно, что без соответствующих психических качеств невозможно добиться оптимальных результатов.
Из характера дзюдо вытекает, что им могут заниматься только
такие спортсмены, у которых хорошо развита воля, смелость, решительность, они умеют предугадывать планы соперника, принять быстрое и правильное решение. Важную роль играют сенсомоторные способности: наблюдательность, точность и правильность движения.
Психические возможности спортсмена кроме психолога определяет и тренер. Он наблюдает за поведением ученика в повседневной жизни, в стрессовых ситуациях, которые возникают по ходу соревнований или тренировок. Поведение перед соревнованием или по ходу соревнований, реакции на результат, раны или боль говорят о многом. Также и неожиданная нагрузка в неблагоприятных условиях покажет тренеру иногда больше, чем годичная тренировка в нормальных условиях.
Спортсмен оценивается педагогом двойным способом. Оцениваются изменения его волевых качеств, которые определяют уровень воспитательного процесса, и результативность, которая свидетельствует о качестве процесса воспитания,
Самым важным критерием считается периодическое участие в тренировках, способ ведения спортивной документации, инициатива, умственный уровень спортсмена, его успехи в общеобразовательной школе.
При учете эффективности воспитательного процесса необходимо учитывать этапы подготовки (младшие и старшие школьники, юноши), основой которых является возраст спортсменов. На первых этапах выбора спортивных талантов не берутся во внимание абсолютные величины результатов. Прежде всего нужно следить за динамикой результативности, которая у талантливых детей действительно высока.
Для наблюдения развития двигательных способностей на первых трех этапах рекомендуется применять модификацию теста, который предложил для выбора спортивных талантов Центральный комитет Чехословацкого союза физкультурного воспитания в 1975 году (уровень гибкости, прыжок в длину с места, повторные наклоны, присед — положение лежа на протяжении 2 минут, бег на 50 и на 300 м). Кроме бега к тесту выработана система очков с 1 до 5. Бег можно оценивать по таблицам выносливости.
Юношей надо выбирать по результатам моторного теста для дзюдо (1977). Тест разделен на три части, в которых определяется уровень гибкости позвоночника, подвижность бедренного сустава, моторная результативность (прыжок в длину с места, лазание по канату без отталкивания — 5 м, присед — положение лежа — 2 минуты, поднятие штанги на скамейке, причем вес штанги должен составлять 60% собственного веса тела, бег на 50 и на 1000 м), функциональная выносливость (модифицированный тест Руффиера — 1 минута, % подкожного жира). При оценке результатов используется 6-балльная система (5 очков — отличный, 4 — хороший, 3 — средний, 2 — хуже среднего, 1 — слабый, 0 — очень слабый). Для практиков приведена таблица лимитов:
|
Очки |
Дисциплины, нормы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Глубина наклона (град) |
13 |
10 |
7 |
3 |
2 |
1 |
Высота шпагата (см) |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
26 |
Прыжок в длину (см) |
260 |
250 |
240 |
220 |
210 |
209 |
Лазание по канату (с) |
6,5 |
7,5 |
8,5 |
9,5 |
10,5 |
10,6 |
Присед - положение лежа (количество за 2 мин) |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
59 |
Поднятие штанги на скамейке (количество) |
30 |
25 |
20 |
15 |
10 |
9 |
Бег - 50 м (с) |
7 |
7,4 |
7,6 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
Бег - 1000 м (мин) |
3,05 |
3,12 |
3,19 |
3,29 |
3,39 |
3,40 |
Очки оцениваются по следующей балльной системе: 0—5 — отлично, 5—10—хорошо, 10— 15—средне, 15—20—слабо, 20—25 — очень плохо
(внимание! Относится только к модифицированному тесту на протяжении 1 минуты).
Для оценки % жира определяется только верхняя граница у отдельных весовых категорий:
до 75 кг—10 %, свыше 75 кг— 15%.
Оценка специальной подготовки спортсмена производится педагогом, причем учитываются уровень технической подготовки, умение принимать верное тактическое решение в боевых ситуациях,
теоретические знания. На третьем и четвертом этапах выбора спортивных талантов учитываются еще рост результативности и стабильность результатов.
Таким образом, определение способностей будущего дзюдоиста — задача сложная и долговременная. До сих пор не найдены точные критерии, которые бы отражали этот процесс. Результаты наших лучших спортсменов показывают, что значительных успехов достигают только те спортсмены, у которых все показатели самые хорошие.
Методика выбора спортивных талантов требует последовательного выполнения требований отдельных этапов. На первых этапах считается самым важным динамичное развитие спортсмена, а вот результаты соревнований, стабильность их оцениваются только на четвертом этапе.