1. Анализ техники дзюдо
Основные движения в дзюдо - двигательные действия сложной структуры: приемы в
положении стоя (нагэвадза) и приемы в борьбе лежа (катамэвадза). Внешняя
форма и внутренняя динамика отдельных приемов часто отличаются друг от друга. Определенные
приемы имеют одинаковую биохимическую основу и похожи друг на друга по внешней форме.
В зависимости от проявления приемы делятся на группы (см. классификацию приемов), высшей
степенью техники являются комбинации приемов в положении стоя и в борьбе лежа.
Двигательные действия, приведенные ниже, имеют основное значение, так как постоянно повторяются:
стойка, движения по татами, повороты, броски, падения.
1. Основные элементы техники:
- стойка (сизэи);
- захват (кумиката);
- передвижения (синтаи);
- повороты (таисабаки);
- падения (укэми).
2. Приемы:
- в борьбе в стойке (нагэ-вадза);
- в борьбе лежа (катамэвадза);
3. Комбинации приемов:
- в стойке;
- в борьбе лежа;
- переходы из борьбы в стойке в борьбу лежа.
Приемы служат для броска соперника прямой атакой или как защита против нападающего. Движения по татами и повороты тела используются в процессе подготовки атаки, но также и в защите.
Комбинации приемов - это сложное, целенаправленное, усвоенное двигательное целое. Они возникают соединением двух или более приемов. Высоко ре-зультативные дзюдоисты при-меняют различные комбинации приемов, создают их в процессе борьбы в зависимости от возник-шей ситуации. Эта способность требует совершенного усвоения техники и большого тактического опыта.
Разучивание основных элементов техники
Стойка - сизэи
Один из основных принципов дзюдо - принцип максимальной эффективности. Важное значение
имеет выпрямленная стойка. При разучивании приемов и других элементов техники исходим
из естественного положения (сизэн-хонтаи); стоять, ноги на ширине плеч, вес тела перенести на передние
части стоп, колени и плечи расслабить. Не сгибать спину, не напрягать мускулы живота и груди
(подбородок наклонить к груди) (рис. 30).
Защитное положение (зигохонтаи) - ноги широко расставлены,
центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперед.
Захваты - кумиката
Для того чтобы осуществить прием, надо сначала сделать захват. Одна из главных
технико-тактических задач - применение захватов. Захват надо разучивать в нескольких вариантах.
Если соперник опытный, он не позволит нападающему взять удобный захват, и в таком случае прием
не получится.
Исходное положение при разучивании - правый захват. Правой рукой держим левую часть отворота
кимоно соперника приблизительно на уровне плеч, локоть прижимаем к правой стороне груди.
Левой рукой, приблизительно по середине, держим правый рукав соперника с внешней стороны (см. рис. 30).
При левом захвате все наоборот.
При разучивании индивидуальной техники исходным будет за-хват, который лучше всего
отвечает анатомо-морфологическим данным спортсмена. Важен способ захвата. Если на захват затрачивается
большая сила, то руки напряжены, и в результате борьба носит защитный характер.
Самый эффективный способ захвата, когда руки расслаблены, сила захвата сосредоточивается
в пальцах - мизинце, безымянном и среднем. Способ эффективного захвата можно усвоить только
длительной тренировкой. Опытный дзюдоист знает, как регулировать
интенсивность захвата. Соперник в большинстве случаев не чувству-ет его захват и только когда он пытается атаковать, сталкивается с прочной блокировкой рук.
Передвижения - синтаи
Статический способ борьбы не всегда действенен. Поэтому надо с самого начала усвоить
правильный способ передвижения.
Движение осуществляется мягким перемещением стоп (цуги-аси).
Неопытные спортсмены часто начинают сначала движения туловищем, потом стопами.
Это неправильно, так как легко можно попасть в неустойчивое положение. Расстояние между стопами
должно быть неизменным. Стопы по мере возможности отрываются от татами. Вес тела никогда
не переносится на одну ногу, а рас-пределяется на обе ноги. Эти прин-ципы надо соблюдать при движениях
во всех направлениях. .
Повороты и подвороты - таисабаки
Повороты и подвороты важные элементы атаки и защиты.
При подворотах, нужных для подготовки к атаке, надо все время быть в контакте с соперником.
Руку, которая держит рукав соперника, тянуть вращением к туловищу. Другой рукой, которой придерживаем
воротник соперника, притягиваем его к своему плечу. Повороты и подпороты также
эффективный защитный элемент, если рывком освободить руку, которую тори держит за
рукав в момент подготовки атаки.
Падения - укэми
Самостраховка имеет в дзюдо большое значение. В первую очередь - это одна из форм защиты.
По своему значению падения принадлежат к самым важным элементам. Потенциальные способности
и предпосылки у начинающих можно определить, наблюдая укэми. Ловкость и решительность
дзюдоиста проявляется в том, каким способом он осуществляет падения. Степень усвоения техники
падений в значительной мере зависит от того, каким способом осуществляются броски. Если дзюдоист
не умеет правильно падать, то он неуверенно и атакует. И наоборот, если не боится падать,
он будет атаковать соперника решительно, точно, уверенно. На тренировках техника падения
должна быть отработана до автоматизма. Различают 3 основных вида падений:
- назад - усироукэми или когоукэми;
- на бок - йокоукэми или сокугоукэми;
- кувырком вперед - маукэми или зэнпокаитенукэми.
Все эти падения носят подготовительный характер. Они помогают усваивать технику
падений в ситуациях, которые часто встречаются и повторяются в процессе тренировки.
Классификация приемов
На основе общих биомеханических принципов, сходства структуры движения и динамики
приемы в дзюдо делятся на следующие группы и подгруппы.
Вадза - техника приемов
1. Нагэвадза - приемы в борьбе стоя.
1. Тацивадза-броски:
а) тэвадза - техника рук
(например, сэоинагэ);
б) госивадза - техника бедер
(например, огоси);
в) асивадза - техника ног (например, дэасибараи).
2. Сутэмивадза - броски с падением проводящего прием:
а) масутэмивадза - броски с
падением на спину (например,
томоэнаге);
б) екосутэмивадза - броски с
падением на бок (например,
йокоотоси).
II. Катамэвадза - приемы в борьбе лежа.
1. Осаэвадза - техника удержания (например, кэсагатамэ, камисигогатамэ).
2. Зимэвадза - техника удушения (например, хадаказимэ).
3. Кансецувадза - техника болевых приемов (например, удэгарами).
Примечание. Для приемов в борьбе на татами на практике часто используется термин
нэвадза (это только приемы в борьбе лежа). Термин катамэвадза включает в себя и некоторые приемы
в положении стоя.
Первоначальная классификация техники дзюдо включала в себя и атэвадза - технику ударов
по болевым точкам, но сейчас применение этих приемов в соревновании запрещено.
Структура движений отдельных приемов представляет собой единое целое, состоящее из
нескольких частичных двигательных актов.
Для всех приемов характерны три основные фазы:
- кудзуси - выведение из
равновесия;
- цукури - подготовка
броска;
- какэ - бросок.
Кудзуси - выведение из равoсия - очень важно для эффективности захвата в целом.
Соперника можно выводить из oювесия двумя способами.
Первый - характеризуется включением силы в одно из восьми направлений выведения из равновесия,
при котором укэ не прочно стоит на ногах. Основные направления выведения из равновесия
показаны на рис. 30. (Этот мюсоб называется хаппонокудзуси).
При втором способе укэ выведен из равновесия реагированием на атаку тори (хандонокудзуси).
Цукури - подготовка броска - характеризуется достижением тесного контакта с телом соперника.
Способ подготовки специфический для каждого броска. Очень важен непрерывный перенос
силы на соперника. Руки - это связь, при помощи которой переносится на соперника сила всего тела,
После достижения контакта на сoерника действует и сила всех остальных мышечных групп.
Какэ - бросок - окончательная фаза, в которой укэ падает на спину или на бок.
При правильном проведении приема невозможно на глаз выделить отдельные фазы, воспринимается
только одно очень быстрое унижение.
Важный момент при проведении захватов - скорость. В большинстве захватов скорость движения
динамически возрастает с начала атаки.
|