3. Методика технической подготовки
Этот раздел посвящен методам и средствам усвоения двигательных навыков.
Разучивание даже на первый взгляд простых приемов требует много времени,
терпения и энергии со
стороны тренера и спортсмена.
Условием приобретения и совершенствования двигательных навыков является представление
движении, которое создается наглядным примером и объяснением на словах.
Практический показ упражнений применяется в начале изучения новых приемов.
Для практического изучения приема типична следующая методика: объяснение - наглядный пример
- исполнение - исправление ошибок.
Объяснение должно быть ясным, доступным уровню упражняющихся и, главное, коротким.
Наглядный пример важен для создания точного представления
движениях.
Прием показывается сначала полностью, в соответствующей ему скорости,
потом медленно, (тобы спортсмен мог следить за каждым движением.
При демонстрации приема вы-бираем разных упражняющихся, чтобы все,
пока это возможно, усвоили точное и правильное проведение приема.
Иногда можно разрешать проводить прием одному из спортсменов, который его хорошо усвоил,
остальные, видя, что один из них с задачей справился, смелее возьмутся за освоение приема.
На практике необходимо, чтобы спортсмены приемы проводили быстро.
При устранении ошибок нужно сначала искоренить технические ошибки, которые,
как правило, допускают большинство спортсменов (например, поднимание стоп при
передвижении по татами, наклон туловища назад, недостаточно согнутые ноги в
коленях при подготовке броска и т. д.).
На ошибки следует указывать словами, исправлять их наглядным примером,
подготовительными упражнениями, помощью (сутэгэико), в исключительных случаях наказанием.
Комплексный метод состоит в усвоении техники как единого целого. Постепенно
нужно усложнять условия, при которых производится прием, чтобы тренировки приближались
к условиям соревнований.
Тренировка основных элементов техники
Стойку и передвижения можно изучать вместе в одном комбинированном упражнении.
Два партнера стоят друг напротив друга в естественной стойке на расстоянии
около 2 м. Укэ движется способом цугиаси, и кончики пальцев его правой руки направлены в лицо
тори. Тори защищается: делает шаг в сторону или поворачивается на 90° направо или налево.
Оба спортсмена повторяют упражнение, причем обмениваются ролями и способом захватов.
Комбинаций движений обоих партнеров много. Тори принимает,
например, повторные атаки с минимальным временным промежутком от спортсменов,
которые построены в очередь и атакуют его, или принимает атаки одновременно нескольких спортсменов.
Комплексным упражнениям должны предшествовать элементарные тренировки
отдельных приемов, чтобы упражняющиеся могли осуществлять их правильно и быстро.
Захват тренируем обычно в связи с отработкой отдельных приемов. Подготовкой
для кумиката служит, например, выведение партнера из равновесия в приседе (рис. 23, 24).
В процессе тренировки лучших спортсменов включаем часто в кумикатарандори - борьбу за захват.
Усвоение и совершенствование основных приемов в процессе активной
тренировки не заканчивается, а продолжается и в специальной подготовке.
Изучение падений
Изучать падения надо начинать раньше, чем освоение техники бросков и рандори.
Цель спортсмена - бросить партнера на татами. Чтобы достичь иппона,
надо соперника в соответствии с правилами бросить быстро, достаточно сильно и прямо на спину или на бок.
Изучать падения надо постепенно, из более низких положений: лежа, приседа
и переходить к падениям, которые осуществляются из стойки.
Падения имеют в дзюдо важное значение. Изучение падений
должно быть направлено на то, чтобы спортсмен усвоил их из бросков.
Для усвоения падений в условиях, приближенных к соревнованиям, самой лучшей является
тренировка, начинающаяся с бросков.
Подготовительные упражнения направлены прежде всего на усвоение
правильного положения тела и эффективного удара руками.
Удар руками: из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, голова
подбородком упирается в грудь, удар обеими руками одновременно о мат: повороты телом
вправо и влево с одновременным ударом одной рукой.
При помощи партнера: положить левую руку накрест под грудь, партнер с правой
стороны берет ее и затягивает быстрым движением вверх так, что упражняющийся с замахом
правой руки делает поворот вокруг продольной оси тела на правый бок, при этом он резко ударяет
правой рукой о мат (рис. 46а, б).
Способы правильного удара руками:
- рука создает при ударе угол
45° вместе с боком тела;
- Удар осуществляется ладонью, рука полностью выпрямлена (в том числе и пальцы).
Положение тела:
- голова наклонена вперед,
подбородок упирается в грудь;
- тело в падении расслаблено;
- ноги чуть-чуть согнуты, при
падении на бок правая нога всей
стопой касается татами. Ноги
нельзя скрещивать.
Падение назад (рис. 47) отрабатывается с помощью разных упражнений.
Примеры методического характера:
1. Из положения сидя, туловище
выпрямлено, руки вытянуты вперед, в момент, когда спина коснется татами, хлопнуть ладонями
о татами.
2. Таким же способом упражнение из приседа.
3. Таким же способом упражнение из стойки.
Падение на бок (рис. 48 а, б) Примеры методического характера:
1. Из положения сидя, туловище выпрямлено, руки вытянуты вперед, причем правая рука
находится перед левым плечом, перекат
на правый бок, хлопнуть правой
эукой о татами, ногу вытянуть
вперед, затем вернуться в исходное положение.
2. Таким же способом упражнение из приседа.
3. Таким же способом упражнение из стойки.
Падение кувырком вперед
1. Из стойки шагнуть вперед
правой ногой, наклон вперед,
левую руку положить на татами
перед левой стопой, пальцы
внутрь, правую руку положить ладонью на татами между правой
стопой, пальцы внутрь (рис. 49а),
сделать мах ногами вверх и кувырком через правое плечо упасть
на левый бок.
2. Таким же способом, только
добавить удар левой или правой
эукой в момент, когда спортсмен
спиной касается татами (496).
3. Таким же способом, но падая
движении, спортсмен продвигается вперед несколькими шагами.
Примеры некоторых видов падений:
1. Падение на бок с прыжком
при помощи партнера, который
придерживает падающего подмышкой до самого падения.
2. Падение кувырком через
препятствие.
3. Падение кувырком вперед через партнера, стоящего на четвереньках.
4. Упражняющиеся стоят в очереди друг за другом, второй
толкает первого, и тот кувырком
падает вперед и т. д. Тот, который сделал кувырок, становится
в конец очереди.
5. Тренер бросает упражняющихся, наблюдает за правильным
падением, исправляет ошибки.
Методика изучения приемов
Приемы в дзюдо отличаются сложной двигательной структурой.
В этом разделе показаны основные методические принципы, упражнения и организационные
формы изучения приемов.
Освоение нагэвадза - приемов в борьбе из стойки. Методикой тренировки руководят дидактические
принципы процесса обучения. Начинать нужно с усвоения основных
элементов движения: наклонов, поворотов. Затем отдельные фазы приема надо объединить,
чтобы получился прием
в целом. Тренироваться в простых условиях с помощью тренера, постепенно условия усложнять.
Конечная фаза - применение приема в борьбе.
Выбор упражнений должен соответствовать определенному этапу освоения приемов.
Упражнения, которые применя-ются в технической подготовке, приведены в главе "Классифика-ция приемов".
Большое значение для тренировки приемов имеет учикоми.
Важны также тандокуренсю, нагэками, сутэгэико, якусокугэико. Какаригэико и рандори, как более сложные,
воздействуют
положительно на развитие техники. Очень важны методические принципы учикоми.
Соблюдая их, можно предотвратить ошибки в проведении приемов. Следует:
- постоянно подчеркивать правильную стойку, прием, захват,
передвижения;
- гладко соединять обе формы - наклон и подготовку к
приему, чем быстрее, тем лучше;
- при проведении приемов
с поворотом достаточно снизить
центр тяжести;
- включать в движение все
группы мышц;
- скорость осуществления
приема должна возрастать
с усвоением двигательных качеств;
- количество подходов одной
серии - 1 5-20 раз;
- упражняться с разными
партнерами (разного веса, роста);
- выполнять приемы в обе стороны - вправо и влево;
- учикоми проводить сначала
на месте, потом в движении;
- в конце серии осуществить
весь прием, включая бросок.
Важную роль здесь играет организация. Упражняющихся можно распределить в два ряда
фронтальным способом или в круг.
Доза учикоми определяется количеством подходов одной се-рии (например, 5 серий по 20
подходов), время 1-5 минут. Количество смен партнеров не менее 80-100 раз в течение
одной тренировки. Результативные спортсмены делают еже-дневно 500-1000 подходов.
Формы учикоми выбираются o соответствии с(задачей трени-ровки.
Некоторые примеры учикоми:
1. Переменное учикоми. Оба
вртнера делают выходы попеременно, пока не сделают нужное
эличество.
2. Учикоми на скорость. Задача
эри: сделать необходимое количество подходов (обычно 10 подходов медленно и 10 - с максимальной
скоростью). При этом он не должен возвращаться в исходное положение, нога может
ставаться впереди укэ. Целью
является резкий поворот.
3. Учикоми, проведенное тремя
упражняющимися. Предназначено
для развития силы и динамики приема:
а) третий партнер находится
тесном контакте с укэ. Тори
отрывает обоих от татами (рис. 50). Таким способом можно делать и другие приемы, когда укэ бросают назад;
б) третий берет укэ сзади за
воротник и пояс (рис. 51 а, б).
Задача тори: вывести из равновесия укэ, вкладывая максимальное усилие при каждом подходе.
4. Подготовительные формы
учикоми, которые содействуют
усвоению поворота. Тори не атакует укэ полностью, он учится
использовать вес своего тела при
выполнении начальной фазы броска. Например при коутигари, тори
не должен касаться ноги укэ, а делать мах мимо, но соблюдая все
правила подхода.
Большинство приемов характеризуется подготовкой повторных поворотов вперед
или назад (рис. 52 а, б). Тори ритмично, резким движением рук, наклоняет укэ и одновременно с поворотом
поднимает его на свой
бок и грудь.
Возвращаясь в исходное положение, тори всегда делает шаг
и при этом наклоняет укэ вперед или назад.
Нагэкоми содействует укреплению конечной фазы приема - броска, объединяет все три фазы
- выведение из равновесия, подход и бросок. Ход всего движения немножко отличается от учикоми.
Укэ надо бросать таким способом, чтобы контролировать его до момента падения на татами.
Рекомендуется проводить упражнения на мягком татами.
Сутэгэико - упражнения, при которых устраняются ошибки и тренер может проверить степень
освоения техники отдельными спортсменами.
Тандокуреншу - способ начальных упражнений, при которых усваиваются частичные
элементы движений, увеличивается скорость некоторых фаз (подсечки, махи ногами и т. д.).
Какаригэико и рандори - комплексные упражнения, завершающие усвоение приемов.
Здесь действует целый ряд факторов: максимальное сопротивление соперника, его атаки, передвижения.
Многократные повторы показывают ошибки в технике. Успешные атаки способствуют
правильному выполнению отдельных фаз движения.
Тренировка катамэвадза
Основные методические принципы тренировки нагэвадза относятся к катамэвадза.
Освоение техники достигается за счет повторения в простых условиях. Действуют те же самые принципы,
как в учикоми.
Условия тренировки постепенно усложняются.
Изучение катамэвадза начинается с показа удержания. В борьбе лежа надо сначала усвоить
технику блокировки соперника, применяя собственный вес.
Изучение приемов удушения и болевых должно проходить под наблюдением квалифицированного
тренера. Эти приемы не рекомендуется включать в тренировку новичков, допускается их
включение в тренировку мальчиков, достигших 12 лет.
Тренировка комбинаций схваток и контрприемов
Различаем два основных типа комбинаций приемов:
- рэнракухенкавадза - повторные атаки разными приемами, причем каждый из них является
подготовкой следующего приема. Результатом комбинации является обычно индивидуальная
техника тори, например коутигари, эутигари, тайотоси;
- рензокувадза - повторные
атаки одним приемом, ведет к достижению броска (например,
танотоси). ,
Оба вида комбинаций можно отрабатывать в учикоми, затем в якусокугэико, сутэгэико и рандори.
Контрприемы (каисивадза) надо сначала изучать в форме учикоми
идеальных условиях, т. е. когда партнер специально допускает эшибки и их можно использовать для
проведения контрприема. Контрприемы усовершенствуются в якусокугэико и рандори.
Важна токуивадза - индивидуальная техника. Дзюдоист, который хорошо проводит один
прием, способен его применять из любого положения.
Индивидуальный (коронный) прием должен относиться к группе овадза (большие приемы):
сэоинагэ, утимата, осотогари, томотоси, оутигари, хараигоси, т. е. те приемы, которые
с большим успехом применяются в соревнованиях.
Игнорирование ковадза (малые приемы) означает ограничение эффективности техники
в соревновании. Овадза требуют большого масштаба движения. Ковадза всетаки сложнее,
так как требуют выжидания подходящего момента. Атаки этими приемами бывают неожиданными.
При выборе токуивадза исходим прежде всего из телосложения дзюдоиста
(рост, вес, длина ног, способность осуществлять любой прием рандо ри).
Приемы, которые требуют максимального понижения центра тяжести (сеоинагэ, цурикомигоси),
не подходят для дзюдоиста высокого роста.
На практике встречаются случаи, когда дзюдоист в качестве индивидуального
выбирает такой прием, который теоретически не соответствует его телосложению, но в борьбе эффективен.
В таком случае не надо заставлять его менять индивидуальную технику.
|