2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Физические упражнения, которые используются в тренировке дзюдо, прошли длинный путь развития. Одновременно с формированием технического содержания и идейной основы дзюдо постепенно создавались две основные системы упражнений: ката и рандори.
Каты представляют собой систему формальных упражнений в условиях заранее известных. Определенные двигательные действия выполняются повторно преимущественно в идеальных условиях, когда соперник движется назад или вперед заранее договоренным способом. Термин ката, кроме того, служит для обозначения показательного исполнения приемов.
С точки зрения истории каты являлись главными упражнениями, которые использовали приемы старых школ джиу-джитсу. И хотя некоторые из них выдвигали формы рандори, все-таки большинство школ ориентировались на каты. Некоторые каты были очень длинными, например ката школы "Теншин Шинйо-рию" содержала 120 приемов.
Кано в своей книге "Кодокан" ( Кодокан основан Кано в 1882 году в Токио, в настоящее время - национальный институт дзюдо) прежде всего выдвигал рандори, а каты считал дополнительными упражнениями. В соответствии с его программой ученики упражнялись сначала в свободной форме, осваивали правила, затем отрабатывали отдельные приемы и только потом приступали к тренировке кат.
Рандори - свободные упражнения - представляют собой совокупность приемов в условиях, приближенных к настоящей борьбе. Обоим соперникам дана возможность использовать любые приемы, но с учетом правил дзюдо и обусловленным сопротивлением. Большое значение рандори заключается в многообразии движений. Каждое движение выполняется естественно, имеет свое назначение и требует сосредоточенного усилия. Здесь возникает гипотеза, что предпочтение рандори как главной формы упражнения перед катой было одним из основных факторов, благодаря которым сборная Кодокана победила в историческом матче сторонников ортодоксальной школы джиу-джитсу мастера Тотсуку.
С развитием дзюдо рандори все больше становилось главным содержанием тренировки. Основные формы упражнений на практике расширялись и разрабатывались. Постепенно отдельные формы упражнений рандори были распределены в следующие группы:
А. Рандори без характера борьбы:
1) тандоку реншу;
2) учикоми гэико;
3) рандори с определенными приемами;
4) рандори без определенных приемов.
Б. Рандори с характером борьбы:
1) какари гэико;
2) якусоку. гэико;
3) боевое рандори. Данное деление имеет недостатки: некоторые упражнения не согласуются с характеристикой рандори. Например тандоку реншу, форма упражнения без соперника, условиями (без соперника) и содержанием не согласуется с типичными знаками рандори. Она носит скорее аналитический характер. Приведенное распределение рандори является малоестественным и в японской литературе не встречается. На практике понятие рандори обозначет только какари-гэико и боевое рандори. Формы упражнений и понятия подробнее характеризуются в следующих главах.
Масштаб упражнений, используемых в тренировке дзюдо (имеется в виду тренировка как комплексная система), постоянно расширяется, повышается эффективность и интенсивность процесса тренировки.
Первоначальное деление упражнений на каты и рандори в современной практике уже в значительной мере преодолено. Поэтому ниже приводится новая классификация. Отдельные виды упражнений не всегда можно четко разделить, но их характер и эффективность часто совпадают, поэтому их легкое можно выделить в основные группы упражнений.
Примечание. В тексте используются японские названия приемов, элементов дзюдо и специальных упражнений. В поединке оценивается действие всегда из положения уке. Оба партнера обозначаются японскими терминами:
тори - активный партнер, который выполняет прием (атакующий);
укэ - пассивный партнер, который принимает прием (атакуемый).