5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ
Спортивная тренировка — это сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности общего и специального характера. Она включает в себя процесс обучения (усвоение специфических спортивных приемов и теоретических знаний) и процесс воспитания (совершенствование моральных качеств). В процессе тренировки действуют определенные принципы.
Принцип многосторонности требует не только технической подготовки, но одновременно и целостного гармонического воспитания личности спортсмена.
Специфичность дзюдо во многом способствует всестороннему физическому и умственному развитию спортсменов, т. к. требует от них отличной техники и теоретических знаний.
На первый план в тренировке дзюдо выступает физическое совершенствование, но оно должно развиваться в комплексе с воспитанием решительности, уверенности в своих силах, выносливости, порядочности и честности в поединке.
В процессе подготовки, надо учитывать социальные условия:
семейное положение, профессию спортсмена, участие его в общественной жизни.
Второй организационный принцип — систематичность — выражает основное требование подготовки спортсменов. Тренер должен иметь точное представление о тренировочном процессе в целом с тем, чтобы составить оптимальные планы тренировок.
Принцип систематичности оказывает решающее влияние и на процесс тренировки, т. к. он прослеживается от ознакомления спортсмена с основами техники и тактики и до полного их освоения. Методическая сторона тренировки постоянно развивается на основе правильной оценки объективных данных, тщательного анализа, который ведет спортсмен и тренер.
Еще одним важным принципом является принцип наглядности, который представляет собой создание точного и полного представления об определенном движении, тактике и т. п.
Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возраста. В детском возрасте преобладает восприятие посредством зрения, обоняния, двигательного восприятия, позже приобретает большое значение объяснение на словах. Важное место в тренировке занимает совершенный показ разучиваемого приема.
Большую пользу приносит сосредоточенное зрительное наблюдение. В случае, когда спортсмен находится не в форме и не может принять непосредственное участие в тренировке, он может следить за ней.
Созданию наглядного представления хорошо помогает наблюдение за соревнованиями, особенно если необходимо анализировать использованные приемы.
При выполнении упражнения сутэ-гэико создается и укрепляется представление о технике посредством осязательного и двигательного чувств. Тренер или лучший спортсмен находят подходящие ситуации, в которых применяют разные приемы, по мере возможности исправляют ошибки тренирующихся.
В качестве учебных пособий используются кинограммы, фотографии, наглядные картины, фильмы, в последнее время и видеотехника. Рядом с татами должны находиться доски, на которых можно быстро отметить определенную схему движения, детали, например движение и положение ступней при проведении приема и т. п. Результаты тренировки должны отмечаться в дневнике простыми графическими способами.
В процессе подготовки спортсмена тренер руководствуется и принципом соответствия. Этот принцип находится в прямой зависимости от способностей дзюдоиста.
На тренировке перед спортсменом необходимо ставить только посильную задачу, чтобы выполнение ее вызвало уверенность в своих силах, явилось побудительным мотивом для освоения следующего, более сложного упражнения.
Тренировка дзюдо проходит обычно в коллективе. Оценивая выполнение задачи, тренер должен учитывать особенности характера каждого спортсмена, поощрять и подбадривать его.
Принцип соответствия действует при определении нагрузки. Здесь надо учитывать несколько факторов: двигательные способности, продолжительность тренировки, состояние здоровья, психические свойства, индивидуальные особенности. Систематические тренировки позволяют постоянно повышать нагрузку, интенсивность и сложность задач.
Динамика развития эффективности и нагрузки в значительной мере зависит от типа нервной системы. На практике часто встречаются дзюдоисты, технический уровень которых вначале был низкий, но они очень хорошо перенесли большие нагрузки и наконец достигли хороших результатов. И наоборот, лучшие спортсмены, бывает, не переносят перегрузок.
Большое значение в подготовке спортсменов имеет соблюдение принципа постоянности. Необходимо, чтобы приобретенные в процессе тренировки навыки постоянно закреплялись и совершенствовались. Недостаточное повторение ведет к ослаблению приобретенных знаний.
Приобретенные навыки надо закреплять в разных условиях. Например, избранный личный прием должен использоваться с партнерами разного роста, и веса. Таким образом движение отрабатывается, ошибки искореняются.
Предпосылкой успеха является непрерывная тренировка.